Новые антироссийские санкции США лишь ускорят процессы импортозамещения в отечественных технологических цепочках, заявил РБК замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров. Своим прогнозом развития импортозамещения в интервью федеральным СМИ поделился депутат Госсовета Татарстана от Партии Роста, генеральный директор группы компаний «Кориб» (специализируется на продаже «КАМАЗов», а также ремонте грузовой автотехники) Олег Коробченко:

 — Импортозамещение всегда развивается в тот период, когда тому или иному государству объявляют внешние санкции. Хороший пример – Турция, когда из-за северного Кипра объявили санкции, в стране даже хлеб в магазине сложно было купить. А сейчас Турция экспортоориентированная держава, в которой вновь создаваемые компании сразу же нацеливают на поставки продукции за рубеж.

В России с началом санкций мы видим позитивные сдвиги по импортозамещению в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, частично в машиностроении. Но развитие импортозамещения на должном уровне должно быть подкреплено серьезными ресурсами. Мы же не можем выпускать любой товар, любого качества по любой цене. Российская продукция должна быть конкурентоспособной по всем пунктам. Пока же этому мешает несколько факторов.

Средний срок службы оборудования на российских предприятий составляет 27 лет. На таком оборудовании невозможно выпускать конкурентоспособные товары. Поэтому нужны серьезные программы господдержки по модернизации наших промышленных предприятий. Замена оборудования должна проводиться каждые 5-10 лет, как в самых лучших промышленных державах. Только тогда можно говорить о созданном базисе в импортозамещении.

Сегодняшняя модель экономики обескровила наши промышленные компании – у них нет инвестиционного ресурса. Они знают, как модернизироваться, но им не на что это делать. Во-первых, кредитные ресурсы дорогие. Во-вторых – слабые программы поддержки.

Хорошей поддержкой импортозамещения является постановление правительства России №41, по которому до 2019 году субсидировалось до 50% затрат на инвестиционные проекты предприятий. Но оформить и получить льготы было сложно. В этом году программа размораживается. Но она касается среднего и крупного бизнеса.

Для малого бизнеса во многих регионах почему-то отменили программу «Лизинг-грант», которая способствовала модернизации компаний. Ее нужно возрождать. Но самой действенной поддержкой было бы освобождение малого бизнеса от налогов на 5 лет – эту инициативу я озвучил на заседании Госсовета Татарстана. Она была одобрена – будем выносить предложение на федеральный уровень. Налоговые поступления от малого бизнеса в федеральном бюджете составляют менее 5%. Но МСБ решает другую важную задачу – занятость населения, — и пандемия это хорошо показала. Предоставив налоговые каникулы малому бизнесу, государство много не потеряет в налогах, зато получит взрывной рост экономики. Руководители компаний смогут направить средства на развитие своих предприятий и повышение зарплаты сотрудников. Сегодня же больше половины стоимости наших товаров составляют налоги, поэтому отечественная продукция не конкурентоспособна по цене.