Маркировка наступает!

С 1 мая 2022 года в России начнётся эксперимент по маркировке кормов для домашних животных. Кроме того, распространить маркировку предлагается на вино и другой алкоголь, а также икру, рыбные, мясные или овощные консервы. Пока речь идёт о добровольном порядке. Но, как показывает практика, по завершении эксперимента маркировка продукции становится обязательной. Так уже было с табаком, молочными продуктами, лекарствами. Власти рассчитывают, что это снизит долю контрафакта на рынке и выведет часть бизнеса из тени. А что думают сами предприниматели? NEWS.ru опубликовал мнения экспертов от Партии Роста в Татарстане – Михаила Кузнецова, Руслана Нигматулина и Ларисы Ковальчук.

Михаил Кузнецов, депутат Казанской городской думы от Партии Роста, общественный представитель бизнес-омбудсмена Татарстана, генеральный директор швейного производства «Толстойвеар»:

— Маркировка наступает семимильными шагами. Думаю, что всё отмаркируется. В одежде мы наблюдаем это довольно давно: меха подлежат обязательной маркировке, сейчас это коснулось пальто и курток. Ожидаем, что нововведение распространится также на первый и второй слой одежды, то есть на футболки и толстовки.
В какой перспективе это произойдет, пока сказать сложно, но легкая промышленность ждет маркировки однозначно. Нас о подобных планах проинформировали.

Отразится ли это на ценах? Видя по тому, что происходит сегодня с обувью или пальто, могу сказать, что из-за маркировки они сильно не подорожали. Дело в том, что само маркировочное оборудование стоит недорого — по факту это принтер, а сами маркеры заказываешь в «Честном знаке» по своей товарной матрице, вбивая в накладную. Это небольшие деньги для сферы торговли.
А вот в промышленности, если это не кустарное производство, маркировка в некоторых случаях может повлиять на цену продукции, поскольку предприятию придется приобретать автоматизированные линии. Например, для маркировки воды требуется достаточно большая установка – такой модуль стоит в среднем 15 миллионов рублей. При этом бутылка воды объемом 0,25 литра и бутыль 19 литров маркируются одинаковым по себестоимости маркером. Понятно, что на себестоимости маленькой бутылки это отразится ощутимее.
Но в целом маркировка не вызовет значительного подорожания товаров. Сдержать рост цен на продукцию, вызванный сегодня совсем другими причинами, мы сможем, когда в стране будет серьезно развиваться импортозамещение, несырьевая экономика самодостаточности.

По мнению депутата горсовета Набережных Челнов от Партии Роста, генерального директора группы компаний «Далини» Руслана Нигматулина, маркировка может принести много пользы, однако подобную систему необходимо вводить с одновременным снижением налогов, в первую очередь для конечных производителей — фермеров.

«При введении маркировки те люди, которые станут маркировать товар, начнут закладывать затраты в стоимость корма. Соответственно, и фермер будет платить за корм больше, и мы увидим удорожание продукции. В результате — конечный производитель и покупатель пострадают», — объясняет он.

Лариса Ковальчук, депутат от Партии Роста в Совете Ямашинского сельского поселения, индивидуальный предприниматель:

-Обязательной маркировка товар стала в 2019 году. Это постепенный процесс, который, по замыслу законодателей, к 2024 году охватит товары всех отраслей.

На сегодня под маркировку попали табачные, меховые изделия, обувь и лекарственные препараты, шины, парфюмерия, фототовары и молочная продукция. Процесс маркировки каждой группы товаров поэтапный, но это все накладывает на производителей и продавцов новые обязанности и штрафные санкции за нарушения.

С 1 апреля 2022 года по 28 февраля 2023 года минпромторг РФ предложил провести эксперимент по маркировке рыбных консервов, с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года – по маркировке мясных, овощных, фруктовых консервов.

Также в 2022 году предлагается провести эксперимент некоторых видов алкогольной продукции с 1 июня, безалкогольного пива – с 1 сентября. С 1 марта 2022 года по 28 февраля 2023 года продлится эксперимент по маркировке кормов для домашних животных. Под маркировку попадают товары под ТН ВЭД ЕАЭС 2309: Продукты, используемые для кормления животных. Что это значит? Это означает, что бизнесу надо наладить учет, автоматизировать работу, что невозможно без новых расходов. А расходы, как известно, включаются в стоимость продукции, то есть товары в магазинах опять подорожают.
При этом при введении этих экспериментов есть оговорка по величине роста цен, в наших реалиях этот скачок очень большой. Думаю, что увеличится количество предприятий, прекративших свою работу. Ведь помимо денег на новые расходы нужны еще и квалифицированные кадры. А порою и просто кадры.