В выступлении президента России Владимира Путина на ПМЭФ прозвучало много обнадеживающего для предпринимателей. Это и продление зонтичного механизма кредитования МСП, ориентация на малый бизнес, и полная отмена проверок бизнеса, который не связан с высокими рисками для жизни и здоровья людей, и амнистия по вынужденным валютным нарушениям, а также повышение порогов крупного и особо крупного имущественного ущерба, которые не менялись 10 лет и другое.
Предприниматели Партии Роста в Татарстане отметили позитивные моменты в выступлении президента, но отметили главную для бизнеса и пока нерешенную проблему – кадровую.
Вячеслав Миллер, ресторатор, франчайзи «Додо пицца», депутат от Партии Роста в Совете Альметьевского района
— Что касается тезиса о снижении безработицы в стране, то считаю, что безработицы в нашей стране вообще нет. Все люди, которые состоят на учете в Центрах занятости, где-то неофициально работают и просто получают деньги от государства.
В сфере общепита, по моим подсчетам, уровень безработица составляет минус 7 — минус 10 процентов. Это дефицит кадров! С этой проблемой в стране не работают, такое ощущение, что президента дезинформируют. Мы катастрофически опаздываем с решением этого вопроса. Последствия – неоправданное, искусственное взвинчивание зарплат, и, как следствие, — инфляция. Многие предприниматели не расширяют свой бизнес, не открывают новые предприятия, потому что работать некому.
Решение вижу в смягчении миграционной политики, в частности, для выходцев из Киргизии. Я недавно был там – в Киргизии очень хорошо знают русский язык. И это должно быть главным условием для миграции в Россию. Желательно и знание российской культуры, конечно. Кроме того, считаю, что Центр занятости должен быть глубоко реформирован. Сегодня, на мой взгляд, он просто раздает деньги, а должен заниматься перераспределением кадров внутри России и привлечением кадров из-за рубежа. Центры занятости должны работать на результат, раз уж мы отказались от идеи перейти на плановую экономику, а окончательно переходим на рыночные рельсы.
Нужно менять подходы к профессиональному образованию молодежи. Необходимо, чтобы ребенок после 8-го класса привыкал к труду, помогал родителям на работе, например. Чтобы работал летом по 4 часа в день, получал деньги, а не сидел за компьютером. В средне специальном учебном заведении должна быть дуальная система обучения – учащийся должен три дня в неделю учиться и три дня работать на производстве по профилю. И тогда он выйдет профессионалом.
Вообще молодой человек должен идти учиться в средне специальные или высшие учебные заведения по направлению от предприятия, где он потом обязан отработать три года. А сейчас часто бывает так, что государство тратит деньги на обучение, но молодежь не идет работать по специальности, а иногда, окончив здесь вуз, уезжает работать за рубеж. Так быть не должно.
Игорь Малыхин, директор НПФ «Модуль», депутат от Партии Роста в Совете Кармалкинского сельского поселения Лениногорского района
— Много было сказано обнадеживающего. Но считаю вопросом номер один – кадровую проблему. Парни ушли в торговлю, где зарплата на уровне слесаря, строителя. При этом в торговле молодежь чувствует себя в тепле, особо не напрягается, зачем ей пачкаться? И молодые люди правы. Пока мы не приведем в соответствие оплату тяжелого и легкого труда, рабочих рук не будет хватать.
Альберт Латыпов, депутат от Партии Роста в Совете Лашманского сельского поселения Черемшанского района, гендиректор хлебокомбината «Багетный» и «Васильевского хлебозавода»
— Отмечаю негативную для бизнеса тенденцию с запросами мигрантов. Они начали «заламывать цены». Просят в два раза больше оплату, чем у местного населения. А причина такого поведения проста – они видят нехватку кадров на производствах.
Например, на моем заводе сейчас не хватает, в основном, линейного персонала, из-за чего я не могу выйти на нужные объемы производства. Поэтому главная проблема предприятий – это дефицит кадров. Ее надо решать на федеральном уровне.