В газете «Республика Татарстан» вышло интервью с членом регионального политсовета Партии Роста в Татарстане, руководителем холдинговой компании «Тулпар» Наилем Сулеймановым, который принял участие во всероссийской видеоконференции «Оптовые и розничные рынки в новых экономических условиях: проблемы, задачи и направления развития». На конференции была озвучена текущая ситуация развития рынков, определённая особенностями нынешнего этапа развития экономики страны, рассмотрены предложения по совершенствованию действующего регулирования системы оптовых и розничных рынков. Модератором мероприятия выступил генеральный директор Союза рынков России доктор экономических наук Сиражудин Нуралиев. Татарстан на этой конференции представлял Наиль Сулейманов, который также является президентом Союза рынков и торговых предприятий РТ.
– Наиль Наруллинович, вот мы послушали федеральных чиновников, ваших коллег-предпринимателей и руководителей российских бизнес-сообществ. И как? Каково «послевкусие» от видеоконференции?
– Как ни странно, но на ваш вопрос мне сложно ответить с ходу. Зайду издалека. В общем-то, я человек военной закалки, трудностями и проблемами не напугать, но иногда и у меня просто опускаются руки. Под тем, что я скажу сейчас, подпишутся не сотни, а многие тысячи моих коллег, которые, как и я, с нуля, на пустом месте, с рублём в кармане создавали свой бизнес.
Нам твердят со всех трибун: мол, предприниматели – опора экономики страны. Но с каждым даже не годом, а месяцем растёт разрыв между чиновниками и нами. Мы на себе ощущаем отсутствие внятного диалога и желания выслушать, чем же реально можно помочь малому и среднему бизнесу. Я не говорю о «крупняках», государство и без того на страже интересов тех, кто разрабатывает природные ресурсы или ворочает миллиардами на федеральном уровне. Всё, что сейчас предпринимается, делается во многом во имя их сохранения и приумножения их капитала. Мы пришли к убеждению, что малое и среднее предпринимательство государству, мягко говоря, неинтересно. В чём причина? Крупный бизнес – это налоги в федеральный бюджет, а мы все платим налоги в региональные бюджеты. Но власти регионов помочь нам не в силах. Они связаны по рукам и ногам федеральными законами, многие из которых сработаны просто на коленке, без экспертизы практиков, профессионалов торговой сферы. Мы переступаем через себя, вновь и вновь идём в высокие федеральные кабинеты на поклон, пишем письма, обращения, пытаемся убедить в том, что ситуация для нас не просто критичная, она катастрофическая. одна из моих коллег недавно заметила: «люди, которые управляют огромными бюджетами, перестают чувствовать цифры. Они и правда считают, что триста тысяч рублей – копеечный штраф, потому что бюджет – это триллионы». Это наша самая главная проблема. Мы друг друга не понимаем. Своего рода зум-общение: выслушал, высказался, отключился и занялся своими делами…
Что мы увидели только за последний год? Как ни странно, ужесточение требований, не поддающиеся объяснению налоговые претензии, непродуманная сплошная цифровизация всего и вся в торговле. Наверху не могут понять, что выручка – это не прибыль. Она уходит на заработную плату при неработающих предприятиях, из неё мы платим те же налоги, те же пени, те же штрафы за неуплату пени. Не скрою, бизнес, особенно малый, в отчаянии. Мы говорим о направлениях развития рынков в ситуации, когда рынки на основании скандального Федерального закона №271-ФЗ «О розничных рынках…» планомерно уничтожались на протяжении последних десяти лет. Нам с вами «повезло» жить в совершенно новую эпоху, которую я назвал бы «экономикой самоизоляции». Кризис беспрецедентный, затрагивающий абсолютно все сферы нашей жизни. И нам нужно прежде всего переосмыслить свою позицию на рынке. Под угрозой вся сложившаяся за десятилетия глобализации структура торговли и производства. Фактически у нас на глазах разрушаются спрос и предложение в том виде, в каком они сложились в торговле за много лет.
– Но вот та же конференция началась с выступления директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никиты Кузнецова, который изложил позицию федерального ведомства по стратегии развития внутренней торговли страны. Он достаточно оптимистично отметил, что развитие оптовых и розничных рынков отражено в проекте Стратегии развития торговли на 2020–2025 годы и станет основанием для стимулирования отрасли.
– Цель стратегии благая – создать комфортную потребительскую среду как для граждан нашей страны, так и для субъектов предпринимательской деятельности, стимулируя рост любых форм бизнес-активности. Но где слово экспертов-практиков? Где голос регионов? Вернусь к тому же закону №271-ФЗ, согласно которому все рынки загоняли в капитальные здания. Мы многие годы требуем его отмены, но дальше разговоров дело не идёт. Мои коллеги из регионов заострили на видеоконференции внимание на необходимости скорейшего развития системы оптовых и розничных рынков, ведь по большому счёту речь идёт об обеспечении продовольственной безопасности страны. Это живое, действующее вопреки всем несуразным законам связующее звено в продвижении продукции фермеров, личных подсобных хозяйств граждан и потребительской кооперации. Появление коронавируса продемонстрировало, насколько хрупкими могут оказаться сложившиеся связи между городом и деревней. В Китае, напомню, в разгар эпидемии были серьёзные проблемы с продовольственной логистикой. Даже при том, что рынок продовольствия здесь гораздо более гибкий в сравнении с Россией.
– Генеральный директор Союза рынков Сиражудин Нуралиев напомнил, что сегодня торговля обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет и является драйвером среди всех отраслей экономики по количеству созданных рабочих мест…
– Именно так. И самый большой вклад в ВВП страны вносит оптовая и розничная торговля – около 16 процентов, к тому же торговая сфера, как никакая другая, связана с повседневными нуждами граждан, поэтому любые негативные изменения чувствуются здесь наиболее остро. В нашу общественную организацию приходит много жалоб на рост цен. Откуда он берётся? Да оттуда же: предпринимательская инициатива скована по рукам и ногам многочисленными запретами, ограничениями и даже законами. А сколько бюрократических барьеров, которые мешают бизнесу? В Минпромторге страны говорят, что «выход из такой ситуации только один: максимальное высвобождение предпринимательской инициативы как в сфере торговли, так и в производстве потребительских товаров, прежде всего продуктов питания». И, мол, чем больше будет торговых объектов – магазинов, киосков, павильонов, лотков, мобильных объектов, ярмарок, рынков – тем больше возможностей для сбыта товаров наших производителей. Но не забудем, что этот рынок сбыта был для отечественного производителя, того же фермера, катастрофически сужен и заточен на иностранного производителя. Я поднял во время подготовки к видеоконференции материалы проведённой нами в стенах Минсельхозпрода РТ десять лет назад всероссийской конференции по продовольственной безопасности. Практики, профессионалы со всех концов страны просто в голос кричали о той опасности, которая подстерегает нас с уничтожением отечественной цепочки «производитель – оптовая база – прилавок». И что? От нас только отмахнулись. Это не жалоба. Это попытка повернуть ответственных лиц к нашим реальным проблемам, выслушать нас. Возьмите, в конце концов, в советники тех, кто работает в реальном секторе.
Появляются всё новые и новые административные барьеры, мешающие открывать и развивать торговые объекты. Сегодня чиновникам легко приостановить деятельность и закрыть любую торговую точку, даже снести стационарную. А ведь только уверенность хозяйствующего торгового субъекта в завтрашнем дне даст такую же уверенность отечественному производителю и послужит ему сигналом к увеличению производства, а значит, придержит и цены. Как заметил один из моих коллег, нужно сделать рост числа магазинов и торговых объектов всех форматов зоной персональной ответственности руководителей региональной и муниципальной власти. А закрытие магазина и торговой точки, независимо от их размера, должно восприниматься как чрезвычайное происшествие и как удар по отечественному производителю, занятости и экономике в целом. И ведь тут не требуются государственные инвестиции, тут нужна твёрдая политическая воля властей и, повторюсь, тесное взаимодействие с предпринимательским сообществом. Вот что поможет обозначить дальнейший ориентир поддержки и рынка, и потребления.
– Ваш коллега, президент Ассоциации оптово-розничных организаций Санкт-Петербурга Григорий Колотов как раз и говорил об эффективности взаимодействия органов государственной власти и бизнеса на федеральном и региональном уровнях.
– Ещё в прошлом году статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов сказал: «Мы предполагаем провести масштабную инвентаризацию нормативных правовых актов, в том числе региональных, в сфере торговли. Результатом подобного правового регулирования станет развитие в комплексе оптового и розничного звена». Где эта инвентаризация? У нас сохраняется ощущение неопределённости ситуации, и вопросы, связанные с развитием объектов после пандемии, стоят по-прежнему остро. Новая реальность негативно отразилась на российских торговых центрах, куда в своё время загнали традиционные рынки, и нет понимания, какие инструменты помогут им начать восстановление. «Экономика самоизоляции» негативно отразилась на жизни практически всех сегментов российского рынка. Сейчас важно понимать, какие структурные, маркетинговые и технические изменения в них произойдут после карантина. Конечно, есть секторы, которые, напротив, ощутили рост востребованности. Но, к сожалению, торговля к таковым не относится. Торговые центры практически сразу приняли удар пандемии и на протяжении всего периода изоляции борются за свою жизнь в самом прямом смысле. Однако запас их прочности исчерпан, поскольку владельцам ТРЦ приходится одновременно субсидировать арендаторов за счёт снижения арендных ставок и поддерживать функционирование зданий, при этом вовремя платить положенные налоги, заработную плату сотрудникам. Вторая волна пандемии с новыми ограничениями и истечение срока по исполнению налоговых обязательств приведут в совокупности к тому, что многие компании будут вынуждены запустить процедуру банкротства или закрыть часть точек. После потери выручки наступит просто конец для тех, кто спас свой бизнес после первой волны коронавируса. Не надо забывать, что весна этого года пришла после достаточно благополучного периода. Но «подушка безопасности» прошлого года уже сдулась. А теперь ситуация другая, люди просто окажутся на улице. Закрытие сейчас предприятий малого и среднего бизнеса – это прямой путь на биржу труда, это всплеск безработицы, а значит, и обострение социально-общественных проблем. На наши многократные обращения приходят дежурные отписки. Надежда у нас только на то, что власть услышит хотя бы федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова, недавно обратившегося с проблемами торговых центров в Правительство России и озвучившего просьбы арендодателей о льготах по налогам на имущество и землю, моратории на переоценку кадастровой стоимости, частичному субсидированию ставок по кредитам. По итогам же нынешней видеоконференции в Госдуму, Совет Федерации будет направлено обращение с рекомендациями, в которое вошли и мои предложения от Союза рынков и торговых предприятий РТ. Сложившаяся ситуация сама по себе не улучшится. В нашей республике ограничения по работе торговых центров, по данным Минпромторга РТ, привели к снижению оборота розничной торговли за январь – август 2020 года до 92,6 процента к аналогичному периоду прошлого года. Есть и другая проблема. Если, к примеру, раньше в Татарстане стояла задача обеспечить баланс региональных и федеральных торговых сетей, то сейчас и те, и другие находятся под угрозой из-за видоизменения отрасли сервисами по доставке и интернет-торговлей. Идут колоссальные изменения. Знаете, мне недавно один молодой чиновник, не стесняясь, бросил: «Предпринимательство – риск, вот и рискуйте». Будь я один, риска не побоялся бы, но за моей спиной не одна тысяча предпринимателей. А это семьи с детьми, стариками. Настало время не сводить счёты, а услышать друг друга…
Источник: http://rt-online.ru/pora-uslyshat-drug-druga/#comment-26942