Друзья, в рубрике «Лайфхаки для роста» на этот раз своим опытом, ошибками в бизнесе делится генеральный директор компании «СтройТраст», депутат от Партии Роста в горсовете Набережных Челнов Раиль Минегалиев.

Думали ли вы когда-нибудь, почему все коучи, бизнес-тренеры, мотиваторы на своих курсах и тренингах говорят только об успешных примерах и достижениях в бизнесе? И почему именно об этом написано в книгах по предпринимательству или саморазвитию? При этом обучение проходят миллионы людей по всему миру, но почему-то никто в одночасье не становится богатым и успешным.

Так почему же успешные компании мирового уровня, я не говорю о сырьевых придатках, торгующих природными богатствами из мировых запасов, а реально частных компаниях с новой идеей или оригинальным воплощением старой появляются крайне редко — раз в 20-30 лет? Хотя их история успеха проанализирована, вылизана и разобрана по косточкам. Мы стараемся изучить жизнь и биографию известных и успешных бизнесменов, читаем стопки книг, шаг за шагом стараемся повторить их ходы и маневры, но успеха в том же понимании не достигаем.

Ответ напрашивается сам по себе: любая история успеха при всех равных величинах: идеи, упорного труда, фанатичной и амбициозной команды и всего остального — это всегда везение — оказаться в нужном месте, в нужное время! Мы видим только верхнюю часть айсберга, действия, предпринятые, когда условия максимально благоприятные и все складывается предельно удачно. Это, конечно, любопытно, но нам, ищущим причины успеха, это не поможет от слова вообще.

Что нам реально принесет пользу, так это информация — какие решения и действия необходимо предпринимать, когда все идет не по плану и не так, как мы ожидали, в чем причина этого и каковы возможные пути решения и последствия. Повествований или учебников на эту тему нет, мало, кто напишет о том, как потерпел неудачу. Хотя это и есть тот самый пятый элемент бизнеса. Необходимо анализировать чужие промахи и ошибки, изучать варианты решения и выхода из этих ям и минимизировать последствия ошибочных решений.

Это глубокая и обширная тема, которую попробую коротко и поверхностно раскрыть на примере моих личных ошибок и неудач. Их было множество за почти 25 лет работы, но сегодня хотелось бы задеть лишь одну из граней этого вопроса, но одну из самых важных. Это кадровый вопрос, вопрос команды и единомышленников, коллег и работников.

Не секрет, что основным залогом успеха любого предприятия являются люди. Они могут быть заинтересованы и с энтузиазмом вовлечены в процесс и являться развивающей силой проекта или бизнеса или же наоборот — быть пассивными, бесполезными или даже возможно вредными и саботирующими силами, которые тормозят и способствуют регрессу и гибели как проектов, так и компаний. Итак, основные вопросы кадровой политики и ошибки:

 1. Корпоративная культура. Это очень важный аспект для развития компании и способствует сплоченности сотрудников, повышает взаимозаменяемость внутри коллектива. В молодости я недостаточно серьезно относился к данному вопросу, почти игнорировал его. А зря — сильная и здоровая корпоративная культура позволяет легко идентифицировать «своих» при приеме на работу и создавать команду людей, обладающих сходными взглядами на работу и легко понимающих друг друга.

2. Панибратские отношения вредят работе. Проверено.

3. Делегирование полномочий ответственным лицам и контроль. Уважайте коллег и учите их принимать решения и быть ответственными за это.
Сам будешь считать гвозди и сэкономишь 100 рублей, а в это время упустишь проект, где можно было заработать миллион рублей. Это основная проблема крупных предприятий, где все держится на личной подписи или решении владельца или руководителя. А сотрудников приучают к боязни принимать решения и брать на себя ответственность.

4. Всегда давай шанс — если сотрудник, который вас устраивал своими профессиональными навыками, пришел посоветоваться перед уходом на новое место работы, всегда давайте ему шанс вернуться, не закрывайте дверь. Практика показывает, что большинство возвращается и работать они будут еще эффективнее, так как понимают, что вы их цените.


5. Если вам сообщили, что ваш сотрудник за вашей спиной рассылает резюме и ищет работу, а вам он это не озвучил, значит он принял решение и не ищет варианты остаться, иначе бы пришел на разговор, объяснил, что его не устраивает и что хотел изменить. Я много раз старался улучшить положение и условия такого сотрудника, но практика говорит, что это потеря времени. Он на 90% уйдет, это лишь вопрос времени и не обязательно, что вопрос в вас, наоборот, это или проблемы в коллективе, или личные притязания. Не нужно цепляться, лучше сразу искать замену и «бить » на опережение. Расставайтесь легко и без сожалений

6. Обязательно выделяйте время на общение с коллективом — коллегам важно понимать, что вы доступный и живой, но не давайте злоупотреблять этим, иначе» психологический массаж» превратится в кошмар. Был у меня в практике такой бухгалтер, который отнимал в день по несколько часов. Только уволив его, я осознал, как сильно он отвлекал от работы и себя, и меня.


7. Не жалейте денег на развитие и обучение людей. Если людям не интересно развиваться и вкладывать в себя — это плохой звоночек.

8. Отвечайте взаимностью за преданность ваших сотрудников. Вы знаете, что хорошее отношение зачастую важнее всего остального. Помните-сотрудники — это ваши соратники, а не прислуга. И это каждодневная, и обоюдонаправленная кропотливая работа. Индексация зарплаты, премии, поощрения, праздники в коллективе — это все прекрасно и обязательно необходимо, но не забывайте, что людей нужно уметь слушать и слышать. Нематериальные бонусы и лишнее внимание к жизни сотрудников крайне важно и неоценимо для создания сильного и эффективного коллектива без постоянной кадровой текучки. Как бы не старались автоматизировать и роботизировать многие виды работ, кадры продолжают решать все. И не смотря ни на что, я продолжаю верить, что будущее за компаниями и за бизнесом с человеческим лицом!