Инициативу введения маркировки товаров ретейла поддерживает только четверть российских предпринимателей. Большинство же уверены, что это новая головная боль для бизнеса, сообщает ТАСС со ссылкой на исследование сервиса «МойСклад» и маркетплейса «СДЭК.Маркет». О плюсах и минусах маркировки читайте в комментариях предпринимателей, депутатов от Партии Роста.
Михаил Кузнецов, депутат Казгордумы от Партии Роста, общественный представитель бизнес-омбудсмена Татарстана, гендиректор Tolstoywear («Толстойвеар», производство одежды):
— Маркировка нужна для того, чтобы избежать контрафактной продукции, по крайней мере так звучит со всех проспектов. Я соглашусь с маркировкой в части сбора статистических данных — чем больше у любого аналитика, маркетолога Big Data, тем эффективнее, лучше он сможет управлять базой данных и повышать качество товаров и услуг. Почему у маркировки не так много сторонников? Наверное, потому что это опять дополнительные расходы для предпринимателей. И это не только затраты на саму маркировку, но и на оборудование.
Недавно я как представитель бизнес-омбудсмена РТ участвовал в круглом столе производителей питьевой воды по вопросам маркировки. Там были озвучены два проблемных момента. Первый – маркировка тары малых объемов – 250-330 мл и большой — по 19 литров – одинаковая по цене! Для маленьких бутылок воды получается добавочная стоимость к себестоимости более 20%, а для большой тары выходят не такие значительные цифры. Вопрос маркировки малой тары стоит очень остро, поскольку это сильно отразится на цене и покупательском спросе. Бутыли по 19 литров, которые, в основном, приобретаются домой, тоже подорожают. При этом в более выгодном положении оказываются производители и продавцы фильтров для воды, которые являются альтернативой бутилированной продукции и не маркируются. Почему тогда в случае с фильтрами не выполняется защита потребителя от контрафакта? Вот такой системный баг получается. Да и вообще возникает вопрос — а почему вдруг так срочно понадобилась маркировать воду? Она стала грязнее или у нас много отравлений? Непонятно. Более того, время для нововведения выбрано неподходящее – предприниматели переходят из одного кризиса в другой, страдает покупательская способность.
Что касается, например, обувщиков, то проблема опять лежит не в самой маркировке. По словам продавцов, очень большой объем обуви поставляется в Россию из Китая, ближнего зарубежья без накладных документов. Поставщики их не выдают. И это уже таможенный вопрос.
Конечно, в результате маркировки экономика получит дополнительные доходы и возможно, более безопасные и чистые продукты, но, с другой стороны, новшество отразится на ценообразовании. Поэтому, чтобы смягчить последствия маркировки для бизнеса и покупателей, необходимо предусмотреть субсидии от государства на покупку оборудования или беспроцентные кредиты. Это как с принтерами – вся суть в «чернилах».
Меня, как производителя одежды – курток, спортивных костюмов, футболок и толстовок, -маркировка пока не затронула. Но я уже приценивался к оборудованию и покупке кодов, в среднем для нашей ниши цены приемлемые. На себестоимости это отразится менее заметно, чем в случае с водой, например. Но мы надеемся, что государство, вводя маркировку, все же разработает комплекс мер для поддержки предпринимателей.
Регина Абдуллина, председатель Зеленодольского отделения Партии Роста, директор сети магазинов «Фабрика качества»:
— Я не сторонник маркировки и не вижу в ней смысла. Она повлечет только дополнительные затраты, которые никак не будут окупаться. Это не вложения в основные средства или модернизацию оборудования и не в товар или помещение, которые я смогу продать с какой-то выгодой.
Как конечный потребитель я тоже не поддерживаю нововведение, поскольку товары могут подорожать.
Что касается контрафакта, теневого рынка, то он всегда был, есть и будет, особенно в условиях затяжного экономического кризиса. Конечно, с ним надо бороться, но это вопрос надзорных органов. Считаю, что контроль со стороны госорганов выборочный – например, кто-то до сих пор пользуется свободной позицией в чеке, а кто-то уже штрафы заплатил.
Время для маркировки выбрано неподходящее, ее следовало вводить при расцвете экономики, а не сейчас, когда предприниматели наоборот ищут, как снизить расходы. Тогда государство должно субсидировать затраты на покупку оборудования. Логично было бы приобретать программное обеспечение у госструктуры, возможно, у Роспотребнадзора, а не у какого-то ИП, которому я должна буду ежегодно платить с каждого магазина по 20-30 тысяч рублей.