Для существенного снижения уровня теневой занятости в России необходимо, чтобы пакет мер поддержки малого и среднего бизнеса соответствовал уровню тех ограничений, которые МСП испытывает на протяжении двух лет.

«В конечном счете, что бы ни делало государство, должна сложиться такая система, при которой предпринимателям будет просто невыгодно находиться в тени и платить серые зарплаты своим сотрудникам, — заявил депутат горсовета Набережных Челнов от Партии Роста Руслан Нигматулин. — Прежде всего, здесь стоит говорить о снижении налоговой нагрузки и разработке специальных налоговых режимов для предприятий из самых пострадавших отраслей экономики. Еще одним мощным толчком к выводу предприятий из тени может послужить продление программ льготного кредитования. Самой успешной в прошлом году, и бизнес этого никогда не скрывал, оказалась программа “ФОТ 2.0”, когда компании могли получить невозвратный заем при условии сохранения численности штата. Менее востребованной, но также полезной стала и господдержка по программе “ФОТ 3.0”, позволяющая предприятиям из наиболее пострадавших отраслей взять заем под 3%».
Как полагает эксперт, правительству стоит пересмотреть условия выдачи «ФОТ 3.0».
«Во-первых, разрешить получать эти средства большему числу участников и убрать пункт о том, что рассчитывать на помощь могут только соискатели предыдущих субсидий, а во-вторых, сделать эти кредиты невозвратными», — сказал Руслан Нигматулин.

Михаил Кузнецов, депутат Казанской городской думы, общественный представитель бизнес-омбудсмена Татарстана, гендиректор швейного производства «Толстойвеар» считает, что повлиять на снижение теневой занятости можно за счет уменьшения страховых взносов. «Теневой рынок труда обеспечен только дополнительными расходами работодателя. В виде налогов на доход физического лица, а также, что самое главное, — страховыми отчислениями, которые составляют треть заработной платы. Соответственно изменить ситуацию можно только повлияв на эти начисления.
Уже немало прецедентов, когда снижая страховые отчисления вдвое, например, на территории ТОСЭР и в свободных экономических зонах, мы видим, что резидент готовы платить белую заработную плату.
На сегодняшний день можно ожидать только рост теневого сектора зарплаты. Этому способствует также новый экспериментальный налоговый режим, такой как налог на профессиональный доход, или самозанятость. Данный налоговой режим уже «хорошо» зарекомендовал себя как один из эффективных методов ухода от трудовых отношений. Поэтому, подчеркну ещё раз, можно кошмарить бизнес, придумывая новые штрафы и увеличивать ответственность за серые зарплаты, а можно мотивацией сподвигнуть работодателя самого перейти на белую сторону. Для этого нужно всего лишь уменьшить страховые отчисления, возможно даже на короткий период», уверен он.


Согласна с коллегами и Лариса Ковальчук, депутат от Партии Роста в Совете Ямашинского сельского поселения Альметьевского района Татарстана, индивидуальный предприниматель.
«Отрадно, что решили заняться теневой занятостью. Кто виноват в том, что она у нас есть? Прежде всего законодательство и бюрократия. Надо заключить договор, провести инструктажи, подписать еще кучу документов: локальные документы, СОУТ, инструктажи вводные, первичные и прочее. Взять кучу согласий на обработку персональных данных. Потом сдавать ежемесячно, ежеквартально массу отчетов, платить кучу налогов и взносов той же самой кучей платежек. При этом обязательно в чем-нибудь ошибешься и получишь штрафы и пени.

Второй момент. Сейчас люди не очень держатся за свои трудовые книжки, стаж, многие просто не верят, что им будет пенсия или они доживут до пенсионного возраста. Некоторые живут сегодняшним днем. Остро стоит проблема алкоголизма. Очень часто сотрудники не выходят на работу, потому что не захотели, ушли в запой, уехали отдыхать. При этом ни больничных, ни заявлений на отпуск нет. Вот работодатели и мучаются с такими работниками. Ведь уволить сотрудника проблематичное занятие.
Я не защищаю недобросовестных работодателей. Я хочу, чтобы все были в равных условиях. И работодатели, и работники. Одно из моих предложений — создание единой платформы, где каждая организация будет иметь свой кабинет, куда она будет заносить данные всех своих сотрудников, табели отработанного времени и условия труда. На этой платформе сотрудники будут проходить все необходимые инструктажи, будут видеть оплату труда, взыскания, поощрения и прочее. Бизнес будет освобожден от составления и сдачи отчетности и прочей обязательной документации.

И третье, самое главное. Надо снижать страховые взносы, которые бизнес платит с начисляемой заработной платы. И налоги на прибыль. Предлагаю также отменить налог на имущество. Ведь имущество используется в предпринимательской деятельности и эти деньги лучше тратить на модернизацию или развитие бизнеса. Если ставки налогов будут меньше, значит в бизнесе останется денег больше, несомненно собственник заберет некоторую часть прибыли, ведь бизнес для этого и создается, но также он потратит средств на развитие больше, чем было раньше», — считает она.