С 1 октября вступают в силу новые рекомендации по оснащению АЗС. Документ (ГОСТ Р 58927-2020) обязывает заправки иметь оборудование по контролю за количеством заливаемого топлива. Кроме этого колонки должны быть оснащены программным обеспечением с защитой от несанкционированного доступа. Росстандарт разослал владельцам АЗС письма с требованием соблюдать новый ГОСТ, но не разъяснил какие у бизнеса сроки на переоборудование и какова сумма штрафов за нарушения.

«В дополнение к новому документу бизнес получает серьезную нагрузку. Оптовая цена топлива постоянно скачет. Разница в бирже почти 5000. Плавает и маржинальность: от 1,60 до 2.00 рублей. Но в любом случае она копеечная. При таких вводных, уже сейчас понятно, что соблюдать условия ГОСТа получится далеко не у всех. В регионах могут закрыться не 30% АЗС, как ожидается, а все 50, — уверен член политсовета Партии Роста в Татарстане, владелец сети АЗС «Наиком» Наиль Хуббатуллин.

— Все мои 18 заправок – арендованные. Люди построили свое дело, не смогли его вытянуть и отдали мне в управление, как бизнес-консультанту. Неужели сейчас, помимо аренды, я должен покупать программное обеспечение и другое оборудование, которое стоит огромных денег? В среднем реконструкция каждой заправки под новый ГОСТ обойдется в 1,5-2 миллиона, а большая часть наших АЗС находится в небольших поселениях. То есть мы обеспечиваем топливом деревенское население. Там нет ни  IRBISа, ни Татнефти, которым просто не выгодно находиться в этих населенных пунктах. На таких АЗС пролив идет 2-3 куба в день и стоит самое простое оборудование. Это же будет нерентабельно. Естественно, я откажусь от аренды и уйду оттуда. В итоге развалится бизнес, а люди будут вынуждены ездить за 50-100 километров, чтобы заправиться».

Наиль Хуббатуллин отмечает, что законы обратной силы не имеют и надеется на то, что в разъяснении к документу появится пункт о том, что новый ГОСТ коснется только строящихся АЗС.

Паника бизнесменов преждевременна, объясняет правозащитник, сопредседатель Партии Роста Александр Хуруджи.

«Новый ГОСТ распространяется только на новые аппараты и не касается уже действующих. Да, при открытии новых АЗС, при замене колонок и при реновации действующих придется учитывать новый стандарт. Конечно, это скажется на затратах бизнеса. Но поскольку на сегодняшний день эта история добровольная, то предприниматели получают некий люфт для того, чтобы пересчитать возможности и перезапустить процессы. Именно поэтому и не установлено пока это программное обеспечение ни на одной заправке, потому что оно только для новых, и пока добровольно», — говорит Александр Хуруджи.

Однако, если говорить о долгосрочной перспективе, то бизнесу стоит обратить внимание на этот ГОСТ и учитывать его, считает правозащитник.

«Документ пришел на смену тому, что был в 80-х годах прошлого века, и он уже технологически назрел. И если сейчас никто не требует привести все колонки к единому стандарту, то спустя 2-3 года законодатель может изменить свои требования», — резюмировал сопредседатель Партии Роста.

Ссылка на первоисточник: https://iz.ru/1066992/valerii-voronov/nedolit-shtrafnuiu-biznes-vidit-risk-zakrytiia-treti-azs-v-rossii