Индивидуальные предприниматели и субъекты МСП получат льготы при переходе с ЕНВД на патентную систему налогообложения. К числу преференций относится, в том числе, порядок применения контрольно-кассовой техники. Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин. Документом расширяется перечень видов предпринимательской деятельности по ПСН с 64 до 80. Это означает, что теперь для значительной части ИП на патенте станет необязательным использование онлайн-касс. Все изменения отражены в Федеральном законе «О внесении изменений в главы 26-2 и 26-5 части второй Налогового кодекса РФ и статью 2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Руслан Нигматулин, член политсовета Партии Роста в Татарстане, депутат горсовета Набережных Челнов, руководитель компаний «Рави» и «Далини» считает, что преференции, предоставленные государством при переходе с ЕНВД на ПСН, невозможно назвать той поддержкой, в которой нуждались субъекты МСБ.

«У ПСН есть множество минусов, например, ограничение действия патента во времени. Он действует 12 месяцев, затем его снова нужно получать, а это лишняя бюрократия. На каждый вид деятельности необходим отдельный патент, что тоже крайне неудобно. Кроме того, это ограничивает тебя в свободе предпринимательства и в развитии новых направлений бизнеса. Существуют ограничения по территории действия патента (только в рамках одного МО, что мешает масштабировать бизнес); лимит по обороту — 60 миллионов в год. Все это никоим образом не способствует развитию бизнеса, ведь кругом ограничения. Поэтому патентная система налогообложения, даже при наличии преференций, не станет более привлекательной и не окажет существенной поддержки субъектам МСБ в этот непростой период», — сказал Руслан Нигматулин.

Кроме того, он обратил внимание на пробелы в ПСН, касающиеся сферы грузоперевозок.

«Для отдельных категорий предпринимателей, например, перевозчиков, использующих ПСН, необходимы конкретные разъяснения о возможности осуществлять перевозки не только по территории своего субъекта, где получен патент, а на территории всей России, так как налогоплательщик фактически осуществлял деятельность на территории субъекта, в котором получен патент (на данной территории заключен договор, получены заявки от заказчика, открыт расчетный счет, наняты работники, осуществлялись хранение, ремонт и обслуживание транспортных средств), при этом в ином субъекте РФ находился только пункт загрузки и (или) выгрузки. Это необходимо для того, чтобы не было разногласий в трактовании закона, и была едина правоприменительная практика. Сейчас же возможность осуществлять перевозки по все территории РФ при условии применения ПСН необходимо доказывать в суде, а судебная практика разнится», — добавил предприниматель.

Нововведения прокомментировала и индивидуальный предприниматель, депутат от Партии Роста в совете Ямашинского сельского поселения в Альметьевском районе Татарстана Лариса Ковальчук, которая 19 лет занимается оказанием бухгалтерских услуг.

«Это, конечно, хорошо, что власти услышали голос бизнеса, хотя самой действенной мерой в нынешних условиях было бы снижение ставки УСН на уровне регионов. Но сейчас меня интересуют следующие моменты. Если законодатели начали вводить онлайн-кассы, то почему в новом законе опять появились освобождения применения от онлайн-касс? Либо вся страна должна их использовать, либо нет. Иначе получается несправедливость. Доходов патентщиков без касс государство не узнает, следовательно, стоит ожидать снижения собираемости налогов и дефицит бюджета, которые повлекут за собой повышение еще какого-нибудь налога. Поэтому пока мне видится, что порядка как не было, так и не будет», — отмечает предприниматель.
Второй момент: некоторые считают, что они могут переходить на патент, другие думают, что нет. Поскольку в этом законе нет уточнения — попадает ли под ПСН продажа алкоголя, сигарет и прочее, говорит эксперт. Кроме того, в стране вводится обязательная маркировка товара — все эти «меркурии, честный знак и егаисы». По мнению Ларисы Ковальчук,, именно маркировка вызвала ажиотаж при переходе с ЕНВД на другие системы налогообложения.

  
Добавим, что в Партии Роста ранее говорили о том, что отмена ЕНВД с начала 2021 года несвоевременна. Мы неоднократно выступали за мораторий на отмену единого налога на вмененный доход до тех пор, пока не возобновится устойчивый экономический рост. Кроме того, на сайте Change.org политики опубликовали петицию: «Сохраните ЕНВД – сохраните малый бизнес в России!». Под документом подписались более 7,5 тысяч человек. В разных регионах России предприниматели поддержали позицию партии флеш-мобами, обклеив торговые точки плакатами «За сохранение ЕНВД». А в октябре этого года 8 региональных отделений Партии Роста направили письма главам субъектов с просьбой поддержать бизнес в связи с планируемой отменой ЕНВД с 2021 года и, используя право на снижение ставки налога, пересмотреть процентную ставку по УСН и утвердить льготный период налогообложения:

— с 1.01.2021 по 1.01.2022 гг. применять режим УСН в размере 1% от дохода, либо 4% при режиме «доходы за вычетом расходов».

— с 1.01.2022 по 1.01.2023 гг. применять режим УСН в размере 3% от дохода, либо 6 % при режиме «доходы за вычетом расходов».