О том, как депутат Госсовета РТ, гендиректор ГК «Кориб» Олег Коробченко позвал долларового миллиардера Игоря Рыбакова в Партию Роста, а председатель правления Машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров спросил его об инвестициях в Татарстан, а также о самом эффективном способе экспансии в бизнесе, неработающем законе Парето и многом другом узнали участники встречи с совладельцем корпорации «Технониколь» и сооснователем «Рыбаков Фонд».
«Тому, кто сегодня здесь, очень повезло — удащливые бизнесмены тут собрались, — пошутил с местным колоритом Игорь Рыбаков, интригующе отметив, что после встречи предприниматели станут еще удащливее, ведь их «умозрительный мир встретится с чем-то иным».
На протяжении двух часов он разрушил несколько стереотипов, удивил, спев песни, сыграв на гитаре «Последний герой» Виктора Цоя и ответил на вопросы.
Олег Коробченко сделал Рыбакову открытое предложение о вступлении в партию предпринимателей. «У нас сейчас в стране придумывают такие законы, от которых предпринимателям становится хуже. Статистика говорит, что количество предпринимателей снижается. У нас в Татарстане более благополучная ситуация, потому что наш президент Рустам Минниханов в дуще сам предприниматель. Бизнесменам дали возможность лоббировать свои интересы, входить в законодательные собрания, издавать законы для того, чтобы улучшить жизнь предпринимателей. Как Вы относитесь к такому лоббизму и готовы ли войти в партию предпринимателей и поддержать развитие предпринимательства в Российской Федерации?», — задал вопрос лидер Партии Роста в Татарстане.
«То, что вы описали, мне абсолютно близко, понятно. Мой партнер Сергей Колесников (совладелец корпорации «Технониколь», общественный омбудсмен по антимонопольному законодательству) — руководитель антимонопольного комитета «Деловая Россия». Он самый значимый специалист в области антимонопольного законодательства. Кстати, у нас ФАС, или как я их называю «силовики из ФАС», возник как копипаст американской службы, но в России ловит мелких и средних предпринимателей. Ну что, он будет бегать за РЖД? В России много диспропорций. Но в нашей стране во многих областях прогрессивное законодательство. Это бывает, когда в законотворческий процесс включаются люди вовлеченные, практики, которые хотят созидательного мироустройства. И вы правы, что наряду с ними существуют много ниш, где ситуация аховая. Видимо там не появились эти люди (вовлеченные). У нас есть возможность увеличить количество таких людей. Я хорошо к этому отношусь, — ответил Игорь Рыбаков. — Но нужно время на обновление существующей вертикально-горизонтальной системы. Потому что 90% людей, которые пришли в нее, пришли за чем-то другим. Я намеренно туда (в законодательные собрания) не вхожу. Я не за то, чтобы ходить, лоббировать законы. Я бы предложил представителям власти некие работающие модели, национальные стандарты. «Смотрите, есть такие-то районы, кластеры, где жизнь течет по-другому. И если вы когда-то заколебаетесь менять законы, топтаться на одном месте, то, возможно вы посмотрите этот опыт и всю законодательную базу в этом секторе направите на то, чтобы распространить этот опыт. Это так называемые комплексные кластерные преобразования. В Швеции, например, огромное количество вопросов было решено именно так. В России же пока происходит разбалансировка в законотворческой работе. Кто сейчас пишет законы? Какие-то юристы, прожект-менеджеры, которые представляют чьи-то интересы. Законы иногда пишут студенты, стажеры, которым поручают за ночь собрать закон. Поэтому не будем себя корить за тот результат. И если такое будет происходить, то база законотворчества будет фрагментарная, не связанная, будет средством для злоупотребления властью, манипуляций, контроля. Пока у нас в системе будут люди-носители существующих паттернов взаимодействия, ничего не изменится. Быстро только кошки родятся».
Миллиардер предложил подождать, пока вырастет новое поколение. «Например, когда подрастут дети удащливых бизнесменов, которые по-другому живут и мыслят, замысливают что-либо и добиваются этого, обладают навыком генерации свобод и защиты от злоупотребления манипуляциями властью и контролем». Но я очень хорошо отношусь к людям деятельным, которые ходят чего-то добиваются. Они лучше, чем люди, переставшие что-либо делать. Спасибо за вопрос!»
Сергей Майоров, председатель правления Машиностроительного кластера РТ задал вопрос, что называется не бровь, а в глаз: «Игорь Владимирович, можете поделиться ближайшими планами ваших инвестиций в Нижнекамск, Республику Татарстан?»
Рыбаков признался, что в ближайшее время здесь не планируется каких-то больших инвестиций. «Я только что приехал с заинского завода «Технониколь». Туда вложено 100 млн долларов, есть еще небольшой завод в Алабуге», — напомнил он и рассказал, как построил завод в Заинске. «В 2006 году КАМАЗ распродавал имущество здесь. Я купил цех за 90 млн рублей, кажется. И мы очень быстро, за 14 месяцев возвели этот завод. И когда приехал на «Технониколь» бабай, он удивился: «А почему никто про этот завод ничего не знает? Я говорю: «Ну мы решили сначала построить, а потом ленточку перерезать». Мне очень нравится, как развивается заинский завод».
Что делать тем, кто уже самореализовался в бизнесе?
«Я такой же как я вы, — заверял со сцены Игорь Рыбаков. — У всех бывали такие ситуации, когда идешь к цели, добиваешься самореализации, а потом начинается затяжное повторение, как День сурка. И вроде в бизнесе все хорошо, а он уже не питает тебя энергией. Сперва мы находим развлечение в разном алкоголе, сигарах, яхтах, женщинах, экстремальном спорте – у кого что. Но это тоже быстро надоедает. И я начинал бежать дальше, увеличивал интенсивность, строил новые заводы (завод в Заинске «Технониколь» появился именно в этот период). Но прежнее чувство не приходило, не было счастья и ощущения смысла. Более того, брав еще больший контроль на себя, мне становилось плохо», — признался бизнесмен. И привел метафору про гусеницу, не подозревающую о том, что она может стать бабочкой.
«В природе только 10% гусениц, могут превратиться в бабочек, остальные становятся гумусом. То есть 90% предпринимателей могут так и не превратиться в бабочку, потому что теряют смысл, чувство наполненности, удовольствие от бизнеса, начинают употреблять алкоголь, антидепрессанты, наркотики и так далее. Что делать тем, кто уже самореализовался в бизнесе? Как помочь запустить новый цикл предпринимательской жизни? Где же размещена «система обновления актуальных приложений»? В личном опыте? Вряд ли, он ограничен и быстро устаревает. Общественные представления? Конечно, нет, это из области теории, а не практики. А вот если вы находитесь в сообществе предпринимателей, которые активно «обновляются», тогда и вы «перезапуститесь». Соединяйтесь с людьми, с которыми вы сорезонируете. Учитесь у них. Не позволяйте вашему умозрению доминировать над чувственным миром», — дал совет бизнесмен.
По его мнению, предприниматель – единственный вид человека, который может убирать устаревшее и приносить что-то новое. И экономика России могла бы быть в 5 раз больше, если бы было больше предпринимателей, уверен Игорь Рыбаков. «Попытка заменить предпринимателей администраторами заканчивается, как правило, плачевно. В России есть анклавы, где значимое количество предпринимателей в продуктивной фазе, и здесь наступает процветание, потому что власти поддерживают эту активацию. Это очень мудро», — сказал он, видимо намекая и на Татарстан.
Ведущий встречи много говорил о чувствах. «Чувственный мир предпринимателя – это монополия. Поэтому надо давать волю своим чувствам на рынке. Можете выкинуть все ваши стратегии, кроме одной – доминировать на рынке своего присутствия, — отрезал спикер. — Для того, чтобы доминировать, есть разные способы, иногда это кооперабельная, гибридная модель».
Вопросов из зала было много. К примеру, одного из предпринимателей интересовало мнение спикера о законе Парето (20% действия дают 80% результата). Игорь Рыбаков с полным убеждением заявил, что этот закон для бизнеса не подходит.
«Читал большинство книг по бизнесу — лажа полная. Многие из них написаны людьми, которые не сделали ничего существенного в бизнесе. Они просто смотрели на тех людей, кто делал бизнес и писали об этом. А человек ведет дела не под воздействием умозрения, а под воздействием чувств, — считает он. — Одна вещь из тысячи, которые вы делаете, решает всё. Можно три месяца ничего не делать, но одно ваше действие потом повлияет на всё! Над найти что-то одно, над чем фокусируешься».
Миллиардер также рекомендовал всем отключить разрушающее «самоедство». «Если ты не делаешь то, что приближает тебя к блаженству или еще больше отдаляет, то это глупо», — заметил он.
Секретом своего успеха он назвал то, что всю жизнь «находил феномены, заимствовал, покупал и тут же применял». Рыбаков также поделился любопытной моделью экпансии в бизнесе.
«Есть разные модели экспансии бизнеса, о чем я узнал недавно. Либо ты становишься ресурсом чьей-то экспансии, либо кого-то отодвигаешь, расширяешь свое пространство. Но чем шире твои границы, чем больше тех, кого ты оттеснил, тем больше вероятность того, что тебе нанесут ответный и решающий (удар). И если ты думаешь, что тебя все любят, то это типичная иллюзия автократа. Однажды один человек навел меня на мысль, что экспансия может быть другой. Экспансия – это расширение ровно на столько, насколько другие захотели к тебе присоединиться. При этом способе не появляется никаких врагов, кланово-родовых формирований. А мой бизнес в результате такой экспансии вырос и капитал составляет 2 миллиарда долларов, и он увеличивается», — отметил спикер.
Он рассказал, что его бизнес построен на формировании сети глобальных распределенных децентрализованных предпринимательских организаций, которые феноменально устойчивы. «С ними не может соревноваться ни одна организация, построенная по автократическому принципу. У меня появились надежные союзники, партнеры, я не занимаюсь операционной деятельностью. Ни в одной книжке по бизнесу об этом пока не написано», — сказал он, еще раз призвав не читать литературу по бизнесу, при этом заметив, что сам пишет книгу.
Поделился он и тем, кто унаследует его миллиард долларов. «Мы с женой отказались от наследства детям, чтобы не делать их его охранниками. Они живут своей жизнью. Это круто. Мы решили инвестировать миллиард долларов в общество, в сферу образования», — признался Игорь Рыбаков.
Предприниматель, приехавший на встречу из Краснодара, поинтересовался, как быстрее реализовать совместный с Рыбаковым образовательный проект? На что получил ответ: «Самый быстрый способ – медленно, но регулярно».
Неожиданно закончив отвечать на вопросы из зала, взяв в руки гитару и спев песню, Игорь Рыбаков предложил продолжить общение кулуарно. И еще час охотно поддерживал диалог с обступившими его предпринимателями. Затем он провел закрытую встречу в зале с несколькими бизнесменами, включая Олега Коробченко, Сергея Майорова, Рафиса Мустафина, Руслана Нигматулина и Андрея Балта.