Маркировка наступает!
С 1 мая 2022 года в России начнётся эксперимент по маркировке кормов для домашних животных. Кроме того, распространить маркировку предлагается на вино и другой алкоголь, а также икру, рыбные, мясные или овощные консервы. Пока речь идёт о добровольном порядке. Но, как показывает практика, по завершении эксперимента маркировка продукции становится обязательной. Так уже было с табаком, молочными продуктами, лекарствами. Власти рассчитывают, что это снизит долю контрафакта на рынке и выведет часть бизнеса из тени. А что думают сами предприниматели? NEWS.ru опубликовал мнения экспертов от Партии Роста в Татарстане – Михаила Кузнецова, Руслана Нигматулина и Ларисы Ковальчук.
![](https://tatrost.ru/wp-content/uploads/2022/01/Копия-REP01506-1170x690.jpg)
Михаил Кузнецов, депутат Казанской городской думы от Партии Роста, общественный представитель бизнес-омбудсмена Татарстана, генеральный директор швейного производства «Толстойвеар»:
— Маркировка наступает семимильными шагами. Думаю, что всё отмаркируется. В одежде мы наблюдаем это довольно давно: меха подлежат обязательной маркировке, сейчас это коснулось пальто и курток. Ожидаем, что нововведение распространится также на первый и второй слой одежды, то есть на футболки и толстовки.
В какой перспективе это произойдет, пока сказать сложно, но легкая промышленность ждет маркировки однозначно. Нас о подобных планах проинформировали.
Отразится ли это на ценах? Видя по тому, что происходит сегодня с обувью или пальто, могу сказать, что из-за маркировки они сильно не подорожали. Дело в том, что само маркировочное оборудование стоит недорого — по факту это принтер, а сами маркеры заказываешь в «Честном знаке» по своей товарной матрице, вбивая в накладную. Это небольшие деньги для сферы торговли.
А вот в промышленности, если это не кустарное производство, маркировка в некоторых случаях может повлиять на цену продукции, поскольку предприятию придется приобретать автоматизированные линии. Например, для маркировки воды требуется достаточно большая установка – такой модуль стоит в среднем 15 миллионов рублей. При этом бутылка воды объемом 0,25 литра и бутыль 19 литров маркируются одинаковым по себестоимости маркером. Понятно, что на себестоимости маленькой бутылки это отразится ощутимее.
Но в целом маркировка не вызовет значительного подорожания товаров. Сдержать рост цен на продукцию, вызванный сегодня совсем другими причинами, мы сможем, когда в стране будет серьезно развиваться импортозамещение, несырьевая экономика самодостаточности.
![](https://tatrost.ru/wp-content/uploads/2022/01/DSC06384.jpg)
По мнению депутата горсовета Набережных Челнов от Партии Роста, генерального директора группы компаний «Далини» Руслана Нигматулина, маркировка может принести много пользы, однако подобную систему необходимо вводить с одновременным снижением налогов, в первую очередь для конечных производителей — фермеров.
«При введении маркировки те люди, которые станут маркировать товар, начнут закладывать затраты в стоимость корма. Соответственно, и фермер будет платить за корм больше, и мы увидим удорожание продукции. В результате — конечный производитель и покупатель пострадают», — объясняет он.
![](https://tatrost.ru/wp-content/uploads/2022/01/IMG-20201022-WA0017-1.jpg)
Лариса Ковальчук, депутат от Партии Роста в Совете Ямашинского сельского поселения, индивидуальный предприниматель:
-Обязательной маркировка товар стала в 2019 году. Это постепенный процесс, который, по замыслу законодателей, к 2024 году охватит товары всех отраслей.
На сегодня под маркировку попали табачные, меховые изделия, обувь и лекарственные препараты, шины, парфюмерия, фототовары и молочная продукция. Процесс маркировки каждой группы товаров поэтапный, но это все накладывает на производителей и продавцов новые обязанности и штрафные санкции за нарушения.
С 1 апреля 2022 года по 28 февраля 2023 года минпромторг РФ предложил провести эксперимент по маркировке рыбных консервов, с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года – по маркировке мясных, овощных, фруктовых консервов.
Также в 2022 году предлагается провести эксперимент некоторых видов алкогольной продукции с 1 июня, безалкогольного пива – с 1 сентября. С 1 марта 2022 года по 28 февраля 2023 года продлится эксперимент по маркировке кормов для домашних животных. Под маркировку попадают товары под ТН ВЭД ЕАЭС 2309: Продукты, используемые для кормления животных. Что это значит? Это означает, что бизнесу надо наладить учет, автоматизировать работу, что невозможно без новых расходов. А расходы, как известно, включаются в стоимость продукции, то есть товары в магазинах опять подорожают.
При этом при введении этих экспериментов есть оговорка по величине роста цен, в наших реалиях этот скачок очень большой. Думаю, что увеличится количество предприятий, прекративших свою работу. Ведь помимо денег на новые расходы нужны еще и квалифицированные кадры. А порою и просто кадры.